№1
Спецификой социальной стратификацией
является принцип неравенства. Выражается это в неодинаковом доступе к экономическим
ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам.
В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль
некой шкалы неравенства.
С позиции критиков неравномерное
распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого
общественного устройства, ведет к нарастанию социальных конфликтов в обществе,
к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей.
Сторонники другой точки зрения указывают на то, что
неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных
людей к продвижению на ключевые посты в обществе и в государстве.
Я согласна больше со второй точкой зрения, так как социальное
неравенство в обществе зависит от возможности доступа к ресурсам и благам, но
ресурсы ограничены . так появляется конкуренция, в которой более образованный,
одаренный и мотивированный человек может продвинуться вперед. Так ,например,
Ломоносов( великий русский писатель , ученый, философ) не имея за плечами
графского титула, выходец из простой семьи ,смог добиться огромных высот.
№2
«Стратификация предусматривает некую
упорядоченность членов общества на основе какой-нибудь критерия, вроде образования
, образа жизни, этнического происхождения… Классы… являются конфликтными
группами , которые , объединяясь,
оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей»
Данное высказывание можно
подтвердить точными определениями «социальные страты» и «класс».
Социальными стратами называются
категории населения, объединяемые общественным сознанием или внешним
наблюдателем по их положению на ранговых статусных переменных.
Класс- большая группа людей , объединяемых
по своему положению в общественном разделении труда, отношению к собственности,
характеру и размеру получаемого дохода.
№3
Вся история человечества доказывает,
что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого
совершенства как индивидуального, так и коллективного" На какие
исторические факты, на ваш взгляд, мог ссылаться исследователь?
Учения
национал-социалистов и конкретно Гитлеровской Германии так как там достигались
цели за счет неравенства в обществе и расизма, продвигалась «голубая кровь» ,
которая делала человека идеалом.
№4
«Класс» по
Марксу и Веберу
Маркс:
·
Главный
классообразующий признак-отношение собственности
Именно экономический фактор определяет классовую
стратификацию в обществе
·
Критерии
выделения групп: иметь собственность – не иметь собственности
·
Классовая
борьба
Вебер:
·
Главный
критерий –богатство
·
Критерии
выделения групп: этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные
взгляды, общность профессий, престиж
·
Выделяет
статусные группы : касты ,сословия, бюрократия
№5 «Социальная
мобильность»
Под социальной мобильностью
понимается переход людей из одних
общественных групп в другие.
Различают горизонтальную и
вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход
человека в группу расположенную на том же уровне, что и прежняя, например
переход из одной семьи в другую при повторном браке, смена гражданства. Вертикальная
же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии на другую. При
этом человек может совершать как социальный подъем, так и социальный спуск.
Лифты вертикальной мобильности: армия,
церковь, школа и научные организации, политический лифт(правительственные
группы и партии), искусство(шоулифт) ,бизнеслифт (экономические организации)
№6
Главной причиной этой сокращения численности « синих
воротничков» является Научный Технический Переворот, который приводит к резкому
сокращению людей, задействованных на тяжелой ручной работе, так как их труд заменяют различные
механизмы. Соответственно растет доля людей умственного труда. Последствия:
проблемы с последующим трудоустройством для синих воротничков и перспективы для - "белых". Усиление финансового
неравенства между этими двумя слоями населения.
Один интересный факт :
Согласно результатам нового исследования, исчезновение
высокооплачиваемых должностей, доступных представителям американского рабочего
класса — тем, кто закончил только среднюю школу — негативно сказалось на числе
заключаемых браков.
«Представители рабочего класса, не имеющие стабильной работы,
ограниченные в ресурсах, чье нестабильное экономическое положение не позволяет
им строить планы на ближайшее будущее, в первую очередь озабочены обеспечением
своего собственного существования и не готовы брать на себя обязательства по
материальному обеспечению другого человека», — говорит Сара Корс, ведущий автор
нового исследования.
№7
Средства смягчения
социально-психологического стресса, связанного с маргинализацией, переходом в
новое социальное качество :
·
Нужно
создавать новые рабочие места для всех
·
Стабильная
зарплата
·
Пособия
по безработице
·
Фонды
помощи мигрантам и беженцам
·
Центры
профессиональной переподготовки
№8
Разделение римского
общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI
в. до н.э.). Он разделил общество на пять классов, разрядов, в соответствии с
тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.
В основе классового деления по Туллию лежит имущество. Так же
как и у Вебера главным критерием является богатство. Но так же важно и
производство (что отвечает теории Маркса). Экономический фактор определяет
классовую стратификацию в данном римском обществе .
Комментариев нет:
Отправить комментарий