Практикум
«истина».
1.1
« Убеждение
истинно тогда, когда оно соответствует факту» (Б. Рассел)
«Истинным можно считать знание, которое точно
выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета» (учебное пособие)
1.2
Истина и знание
различны, высказывание может быть истинный, несмотря на отсутствие какого-либо
метода, позволяющего в этом убедиться. Мы определим «истину» через
обращение к «событиям», а «знание» - через обращение к «объектам
восприятия». Таким образом, «истина» - понятие более широкое чем «знание».
1.3
Знание – это
результат познания, научные сведенья; то, в чем мы твердо убеждены.
Заблуждение – это ложное мнение; то, в чем мы твердо
убеждены ,но оно не является истинным.
Вероятное мнение – возможное, допустимое мнение; то, в чем мы
не слишком убеждены , поскольку оно получено из чего-то, не обладающего высшей
степенью самоочевидности.
1.4
Пути достижения
истины:
1)
Через доказанные факты;
2)
Через свои собственные чувства и ощущения,
подтверждающие наши предыдущие убеждения.
3)
Через предыдущие знания и опыт.
4)
Через связь нескольких предыдущих событий.
2. « Во всяком
заблуждении есть ядро истины, так же как и во всякой истине есть ядро
заблуждений» (Ф. Рюккерт)
Каждый познавательный процесс приводит не только к истине,
но нередко он сопровождается и заблуждениями. Заблуждение - это форма
непреднамеренного искажения знаний об объекте познания. Это могут быть мифы,
суеверия, субъективные объяснения каких-либо событий и явлений. Заблуждение не
следует путать с ложью, которая означает преднамеренное искажение человеком
знаний о действительности, обман людей. Заблуждение - это как бы путь к истине
и приближение к ней. Поэтому можно сказать, что в заблуждении есть часть
истины, и наоборот.
4.1 Данные
философы рассуждают об относительности истины. Вспомним историю Джордано Бруно,
который был казнен за его высказывания о форме Земли. Тогда утверждения о
шарообразной форме планеты считались «ересью». Сейчас же это является
абсолютной истиной, полностью доказанной учеными.
4.2
Древнегреческий философ Аристотель и немецкий философ Гегель говорили об
объективности истины , независимости от сознания человека, его пристрастий и
интересов. Объективно истинным можно считать знание, которое точно выражает
свойства, признаки и всю сущность рассматриваемого предмета, явления.
4.3 Разум –
философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности,
способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения. С помощью
него человек способен объяснить увиденное или проанализировать услышанное путем
представления и размышления над чем-нибудь. Данная деятельность может привести
к заблуждениям , различным гипотезам, предположениям и т.д. Но разум никогда не
приведет к истине, так как для ее доказательства требуется не только теоритические
знания, но и практические (опыт, эксперимент, наблюдение и т.п.).
4.4 я считаю данное
утверждение Вернадского гипотетическим, оно высказывается не как установленная
истина, а как некое предположение, способное оказаться как истинным, так и
ложным. Ученый приводит толь факт того, что до семнадцатого века люди предполагали,
что круглая форма производит бесконечное движение, но никаких практических и теоретических
доказательств не привел.
4.5 В данном
высказывании, я считаю , Шиллер говорит об абсолютности истины. Она независима
от чьего либо мнения. Абсолютная истина полностью доказана и не имеет
опровержений. А признавать ее или нет, это дело каждого.
4.6
Критерии
|
Аргументы «за»
|
Аргументы «против»
|
Разум
|
Использование методов логического выведения нового знания из
несомненных источников
|
Необоснованные претензии на исключительную роль разума в деятельности
человека и развитие общества
|
Практика
|
Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания.
Денное понятие трактуется широко: в него включается и материальное
производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент.
|
1. Не
может рассматриваться как универсальный критерий истины
2. Отказ
от принципа развития знания
|
Чувственный опыт
|
Главный критерий в сенсуализме – философском течении, согласно
которому ощущения являются единственным источником и основанием знания. Человек
познает все самостоятельно.
|
1. Чувственный
опыт может давать искаженную картину действительности
2. Понимание
действительности разными людьми различно
|
6. Обыденное
сознание — реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в
обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание
выражается в интересах, взглядах, образе жизни и т.д. Оно отличается от
научного недоказательностью знаний, которыми оно располагает. Обращаться к нему как к подтверждению истины
невозможно. Но это не означает, что обыденное сознание не содержит истин. Оно подразумевает
только, что обыденное сознание есть
нечто двусмысленное, противоречивое.
8.
Высказывание
|
«Истина-дочь времени» Цицерон
|
Проблема
|
Влияние времени на истину и ее значение
|
Основные термины
|
Истина, относительная истина , научный прогресс
|
Многоаспектность
|
Многоаспектность данного высказывания заключается в том , что влияет
на истину :научный прогресс, его достижения данного времени или позиция, отношение
общества .
|
Высказывание
|
«Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины»
Белинский
|
Проблема
|
Заблуждение не влияет на истину
|
Основные термины
|
Истина, заблуждение
|
Многоаспектность
|
Во-первых, заблуждение с течением времени, развитием общества и науки
будет опровержено, и истина будет доказана.
А ,во-вторых, каждое заблуждение основывается на истине.
|
Высказывание
|
«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти»
|
Проблема
|
Достижение истины (особенно абсолютной) не может быть мгновенным
|
Основные термины
|
Истина, относительность и абсолютность истины, заблуждения, вероятное
мнение
|
Многоаспектность
|
Данное высказывание можно рассматривать с нескольких сторон:
во-первых, как и любая деятельность достижение истины невозможно без проб и ошибок
; во-вторых, можно рассмотреть такой признак истины , как относительность.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий