пятница, 20 сентября 2013 г.

практикум:философия

Документ 1.
Средневековое представления о человеке и обществе.
1.       Средневековая философия – философия, неразрывно связанная с христианским вероучением. Основным источником для философских размышлений становилось Священное Писание.
2.       Можно выделить два периода : патристика(4-8 века) и схоластика (6-15 века).
3.       Средневековую философию отличают следующие особенности:
a)      Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавляется Бог. Высшим знанием считалась теология.
b)      Одним из основополагающих принципов – принцип креационизма, согласно которому Вселенная была сотворена Богом.
c)       В основу мирного порядка положен принцип провиденциализма- миром управляет божественное провидение.
d)      Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение.
4.       Аврелий Августин (354 -430) – крупнейший мыслитель Средневековья. Разработал теорию гармонии веры и разума. Считал, что человек может приобщаться к вере посредством нерационалных источников : чувств, желаний, воли. Считал ,что вера не требует доказательств и никогда не должна зависеть от разума. Крылатое выражение: «Верую, чтобы понимать».
5.       Фома Аквинский (1225-1274) -  крупнейший мыслитель Средневековья. Утверждал,  что вера не должна противоречить разуму. Привел пять доказательств существования Бога и считал, что вера и разум идут к общей цели – познанию Бога.
6.       Эти два периода Средневековья объединяет цель обоснования веры.
7.       За это время представители двух периодов утверждали исключительную роль человека среди творений Бога. человек согласно убеждениям философов Средневековья является венцом творения. Он является конечной целью творения и господствует на земле.
8.       На средневековое мышление людей тогда сильно повлияли учения и теории великих философов
9.       Ма́ртин Лю́тер (10 ноября 1483 г. - 18 февраля 1546 г.)  — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.                                                                                                                                                                      
Он отвергал Церковь как некий необходимый элемент для спасения и провозглашал принцип, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру».
10.   Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется  полным неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.


Документ 2.
Политика и государство: новый взгляд.
1.       Исходным пунктом  рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество ка целое, а отдельный человек, индивид.
2.       Никколо́ Макиаве́лли (3 мая 1469 г. - 21 июня 1527 г.)— итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Он в своих работах различал понятия «общество» и «государство», рассматривая государство как политическую форму организации общества.  Целью политики считал создание стабильного государства.
Монарх стоит  выше морали и прав. Политика не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности.
3.       Томас Гоббс (5 апреля 1588 г. - 4 декабря 1679 г.)— английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Крылатое выражение: «война всех против всех». Был сторонником абсолютной монархии.
4.       Джон Локк (29 августа 1632 г. - 28 октября 1704 г.) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Наоборот считал, что верховная власть должна быть ограничена. Один из первых разработал принцип разделения властей.  Позднее французский философ Шарль-Луи де Секонда Монтескьё (18 января 1689 г. - 10 февраля 1755 г.) сделал вывод о необходимости выделении третей независимой ветви власти – судебной. Так оформилась идея разделения властей.
Документ 3.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
1.       Франсуа Мари Аруэ Вольтер (21 ноября 1694 г. - 30 мая 1778 г.) утверждал, что  «из всех живых организмов человек наиболее совершенен». Он отрицает религиозные воззрения и требует религиозной свободы.  Считал, что человек существо общественное, и люди должны стремиться к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
2.       Жан Жак Руссо (Французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии (28 июня 1712 г. -  2 июля 1778 г.))  Напротив уверен в том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Говорил: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель». Утверждал, что человек по природе добр.   Руссо критиковал современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенств. «Где  нет собственности, не может быть и несправедливости»- утверждал философ .
3.       Оба в своих рассуждениях отметили развитие науки и влияние науки на человека.
Документ 5.
Справедливое общество и пути к нему.
1.       Рассуждения ранних утопистов , Руссо и Платона ведутся на одну тему – идеальное общество. Все считают , что главной проблемой данного времени является частная собственность.
2.       В идеальном обществе, представленном ранними утопистами,  меня привлекает отсутствие частной собственности, так как оно порождает социальное неравенство, также меня привлекает четырехчасовой трудовой день и, конечно, материальное изобилие, общественное воспитание для детей. Но меня не устраивает идея продолжения рода, так как человек сам волен выбирать сам будущую мать или отца своих детей.
Документ 6.
Марксистское учение об обществе.
1.       Зарождение марксизма в середине 19 века было обусловлено рядом факторов: социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, теоритическими источниками марксизма являлась немецкая классическая философия, французский утопический социализм. На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли открытия в естествознании.
2.        Социально-философское учение: полный отказ от положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей; решающая роль материального производства в жизни и общества; неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
3.       Основатели марксизма  мечтали о коммунистическом обществе.
4.       Коммунистическое общество:
a)      отсутствие различий между умственным и физическим трудом;
b)      труд – первая необходимость;
c)       каждому по способностям, каждому по потребностям;
d)       отсутствие частной собственности.
5.       По моему мнению, к сожалению, такой общественный строй не возможен.
Документ7.
Социально-философская мысль 20 века.
1.       Марксистское учение стало одним из популярных в 20-ом веке.Но оно существовало в разных вариантах:
a)      Радикальном – В. И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции и на новом витке капитализма , и ее возможности в России.
b)      Умеренном, реформистском – Э. Бернштейн.
2.       Радикализм (взгляды): тенденция к абсолютному обнищанию пролетариата при капитализме; большая поляризация общества; при капитализме демократия носит узкоклассовый характер; неизбежная скорая гибель капитализма; путь перехода к социализму – социалистическая революция.
Реформистские взгляды: медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих при капитализме; рост числа собственников, разрастание среднего класса; создание условия, при котором ни один класс не пользуется политическими привилегиями; капитализм не имеет возможности для развития и саморегулирования; путь  перехода к социализму – политика частичных реформ.
3.       Технократизм:
a)      Решающим фактором общественного развития выступает техника, производственные технологии
b)      Техническая цивилизация обладает независимостью от человека и обществу;
c)       Способность к саморазвитию, к постоянному прогрессу
d)      Особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями
e)      Развитие производства
f)       Всплеск технократических идей
4.       Экзистенциализм:
a)      Главные проблемы – проблемы сущности и существования человека, обретение своей сущности
b)      Состояние человека как личности
c)       Человек внутренне свободен






Комментариев нет:

Отправить комментарий